Пятница, 29.03.2024, 15:23
Приветствую Вас Гость | RSS

You are welcome!

Ученикам
Nature-Photos...
Мудрые мысли
Статистика
Полезные сайты
Сайт УчМет - учебно-методический портал. Библиотека разработок, умк, конкурсы, социальная сеть педагогов ПроТема – софт для учителей

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на примере УМК «Enjoy English-5» М.З. Биболетовой

Опубликовано в сборнике "Опыт, проблемы и перспективы филологического и эстетического образования" Материалы региональной научно-практической конференции в рамках областного форума "Образование Прибайкалья 2014". Выпуск 3, Иркутск-2014. 

Современное образование и воспитание нацелено на формирование коммуникативной компетенции. Целью обучения иностранному языку на современном этапе является  «формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка, способности применять свои знания, умения и навыки в жизни»[4]

Согласно ФГОС ООО  компонентами содержания обучения диалогической речи являются: диалоги разного характера: этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог ― обмен мнениями; сочетание разных видов диалога. Полилог. Свободная беседа, обсуждение, дискуссия. В обучении монологической речи это основные коммуникативные типы речи: описание, сообщение, рассказ, рассуждение (включая характеристику). Изложение прочитанного, прослушанного, увиденного. Реферирование. Аннотирование.

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы определяют два уровня достижения: «Выпускник научится» - учебный материал, подлежащий освоению всеми учащимися и «Выпускник получит возможность научиться» - более высокий, по сравнению с базовым, уровень достижений.

Таким образом, раздел коммуникативные умения определяет следующие требования по уровням:

в области диалогической речи выпускник научится:

  • Вести комбинированный диалог в стандартных ситуациях неофициального общения, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка.

Выпускник получит возможность научиться:

  • Брать и давать интервью.

в области монологической речи выпускник научится:

  • Рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своей школе, своих интересах, планах на будущее; о своем городе/селе, своей стране и странах изучаемого языка с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы);
  • Описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры;
  • Давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей;
  • Передавать основное содержание прочитанного текста с/без опоры на текст/ключевые слова/план/вопросы.

Выпускник получит возможность научиться:

  • Делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;
  • Комментировать факты из прочитанного/прослушанного текста, аргументировать свое отношение к прочитанному/прослушанному;
  • Кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения;
  • Кратко излагать результаты выполненной проектной работы.[2]

Коммуникативные УУД - это социальная компетентность, коммуникативное взаимодействие, они обеспечивают социальное взаимодействие  партнёров по общению или деятельности и  наиболее эффективно развиваются именно в рамках предмета иностранный язык. Коммуникация всегда встроена в какую-либо деятельность и обусловлена ею.

Применительно к учебной деятельности по овладению иноязычной речевой деятельностью выделяются следующие виды коммуникативных универсальных учебных действий:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.[3]

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнёра по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. 

Решая задачу формирования коммуникативной компетенции учащихся, мы сталкиваемся с тем, что учащиеся испытывают определённые трудности:

…Неуверенность в себе; боязнь допустить ошибку; недостаток информации; ограниченность языковых знаний; недостаточное владение интерактивными навыками…; неумение самостоятельно (без вопросно-ответной работы) строить высказывания в монологической форме; неготовность принимать участие в диалоге и адекватно реагировать на реплики собеседника; нет настроя на общение и взаимодействие на иностранном языке в целом.

Чтобы преодолеть эти трудности и помочь ученику, учителю необходимо всячески поощрять учеников высказывать свою точку зрения, при этом у них воспитывается умение слушать собеседника и терпимо относиться к его точке зрения. Учитель выступает в роли помощника, «справочника» предлагает необходимые языковые и речевые средства, оказывает любую необходимую помощь, чтобы ученик почувствовал успешность своего иноязычного общения, таким образом, демонстрирует детям образец не авторитарного стиля общения.

Рассмотрим, каким образом реализуются  поставленные цели развития коммуникативных УУД учащихся  в УМК «ЕЕ» М.З. Биболетовой[1] на уроках английского языка в 5 классе.

Первую группу учебных действий «планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия» реализуем, выполняя такие упражнений как:

обсудите в паре/группе…; составьте  диалог с партнёром по заданной ситуации; разыграйте диалог между учителем и учеником в начале урока, при проверке домашнего задания, объясняя  домашнее задание; выберите и опишите…; расскажите одноклассникам о…, не называя это, так, чтобы они догадались, о чём вы говорите…(Цикл 1:  №№ 9(а), 31, 72 , 129.  Цикл 3: № 47)

Формирование второй группы коммуникативных УУД «постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации» происходит при выполнении упражнений типа: спросите по цепочке разрешение сделать что-либо; попроси партнёра рассказать о летних каникулах, задай ему/ей вопросы, чтобы получить подробную информацию. Спроси  партнёра о…, используя разделительные вопросы с заданным «хвостиком»; рассмотри картинки в школьном альбоме, задай вопросы; опроси своих одноклассников, узнай о …(Цикл 1: №№ 40, 73, 115; Цикл 2: №№ 57, 65, 153;  Цикл 3: №№ 58, 62, 93, 11, 112).

 Следующая группа «разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация» реализуется в упражнениях: обсудите с партнёром и создайте …; в группе обсудите организацию …, определите, кто и за что будет ответственным. Создайте школьный альбом, подберите фотографии, придумайте подписи; обсудите, какие фотографии  и подписи лучшие; восполните  диалоги, обсудите с партнёром и выберите самый …(Цикл 1:  № 113.  Цикл 2: №№ 12, 63, 109)

Управлять поведением партнёра, контролировать, корректировать и оценивать его действия учащиеся учатся при выполнении заданий, которые требуют составить и разыграть диалог, обсудить в группе и описать какое-либо событие, обсудить и сравнить…(Цикл 1: № 94; Цикл 2: №№. 76, 81).

К группе умений с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации можно отнести такие упражнения в овладении монологической формой речи: расскажи о/ как …; скажи, где/что …; посмотри на картинку, опиши…; расскажи историю от лица…; представь…, расскажи о впечатлениях (Цикл 1: №№ 101, 74. Цикл 3:  №№ 36, 126, 64, 81, 95, 12, 35.  Цикл 4: № 6).

Формирование умения аргументировать собственное мнение происходит при выполнении следующих заданий:  приведи аргументы «за» и «против» следующих утверждений; выберите, объясните причины; расскажи и приведи как можно больше причин…; расскажи, объясни, почему… (Цикл 1: №№ 131, 132, 148.  Цикл 2: №№ 12, 13.  Цикл 3:  № 150).

Диалогической формой речи учащиеся овладевают при выполнении заданий разыграть диалог с одноклассником по заданным темам, например, «новый ученик в классе», «встреча после летних каникул», «одноклассник заболел», или при выполнении заданий  расставить фразы так, чтобы получился диалог, разыграть его. (Цикл 1: Progress check. Цикл2: №№, 2, Progress check. Цикл 3: №№  49, 50, 52)

Формированию коммуникативных УУД в диалогической форме помогают также упражнения обучающей компьютерной программы «Enjoy English-5»[5]. Это упражнения 13,14  в каждом цикле.

 

Упр. 13. Соотнеси фразы, разыграй диалог.

Упр. 14. Соотнеси фразы, составь мини-диалог

Так, как  мы имеем возможность работать с единственным ПК, то упражнения компьютерной программы я вывожу на печатную основу, готовлю раздаточный материал: каждая фраза на отдельной карточке и раздаю ученикам в парах. Ученики читают фразы, составляют диалог, по своему желанию они могут менять фразы, слова, но так, чтобы не нарушалась логика диалога. Таким образом, получаем, например вот такой диалог:

Задание КОП

Диалог учащихся

Карточка для  учащихся:

 

 

  • Hello, Vanya. What’s the matter? Why did you miss school?
  • You see, Karina, my whole body is hurting and I have a sore throat.
  • Did you eat anything unusual yesterday?
  • Not really, I went to my friend’s birthday party and ate ice cream and drank Coca.
  • Well, they were icy, weren’t they?
  • You are right. What can I do to feel better?
  • I suggest you to take some aspirin, drink hot tea with lemon and honey. I hope you’ll feel better soon.
  • Thanks. Good bye!
  • See you!

При систематическом выполнении упражнений подобного типа формируются КУУД в диалогической речи. Учащиеся учатся начинать, поддерживать и заканчивать разговор, сообщать и запрашивать необходимую информацию, выражать эмоциональную оценку.

Фрагмент урока по развитию коммуникативных УУД

Предмет / Класс / Автор УМК

Английский язык. 5 класс. УМК "ЕЕ" М.З. Биболетова

Место урока по теме

Урок № 2, тема Цикл 4. Learning more about each other (Узнаём друг друга лучше)

Тема урока

Обмен впечатлениями о пребывании в Лондоне.

Тип урока

Комплексное применение ЗУН, СУД

Уровень

Планируемый результат

Стандарт

- Описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры: составлять связный рассказ о визите в Лондон с опорой на ключевые слова, предлагаемый план.     

Повышенный

-комментировать факты из прочитанного текста, аргументировать своё отношение к прочитанному тексту

ХОД УРОКА

 

 

Деятельность

 учителя

 

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1 этап – организационный

Цель: психологически настроить учащихся на учебную деятельность

Проверяет готовность обучающихся к уроку. Приветствует учащихся с использованием устойчивых клише.

 

 

 

-

 

 

 

-

дают устный ответ в форме приветствия

речевое взаимодействие на уровне фраз с соблюдением норм речевого этикета

настраиваются на учебную деятельность

психологический настрой, готовность к переходу от отдыха к учебной деятельности

2 этап – мотивационный. Постановка целей и задач урока.

Цель: Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

упр. 5 стр. 143

Предлагает прочитать текст в форме диалога и ставит цель  прочтения диалога;

Организует работу в парах;

 

Учащиеся самостоятельно читают диалог в парах,

находят запрашиваемую информацию,

трансформируют в устный ответ

поиск и выделение необходимой информации при чтении на английском языке

Устно отвечают на вопрос, что уже посмотрели в Лондоне российские школьники

 точно выражать свои мысли на ИЯ в соответствии с задачами и условиями общения;

Осуществляют взаимоконтроль в процессе чтения текста

вероятностное прогнозирование при восприятии текстов при чтении

3 этап – включение в систему знаний и повторение

Цель: Готовность к мышлению и осознание потребности к построению монологического высказывания

Упр. 6 стр. 143

Организует самостоятельную деятельность учащихся. Выясняет возникшие затруднения,

Объясняет, что конечный результат – это собственное высказывание 5-7 логически связанных предложений о пребывании в Лондоне,

Напоминает грамматические структуры

Включаются в самостоятельную деятельность, Осуществляют выбор словосочетаний, на основе, которых будут строить своё высказывание

Осуществляют осознанное построение речевого высказывания.

 

Строить краткое монологическое высказывание,

включающие  в себя временные формы группы Present Perfect и изученную лексику

 

Взаимодействуют с учителем во время выполнения упражнения при фронтальной работе в классе.

 

 

 

 

 

Рассказывают о визите в  Лондон,

что успели посмотреть, где побывать, что сделать

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Соотносят свои действия с планируемыми результатами, осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата,

Оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

 

Осознавать уровень собственных достижений, качество знаний, ошибки и их причины, пути их устранения.

 

4 этап – рефлексия (подведение итогов занятия)

Цель: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей.

Организует беседу о результате деятельности на уроке. Побуждает учащихся  к оценке собственной деятельности на уроке.

2.Объясняет домашнее задание.

Систематизиру ют информацию

 

 

 

Записывают домашн ее задание.

Осуществлять актуализацию полученных знаний по предмету.

 

Взаимодействуют с учителем в процессе обобщающей беседы во фронтальном режиме

Слушать учителя, Формулировать собственное мнение и позицию.

Оценивают результаты достигнуто го на уроке

Самостоятельно анализировать достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

 

Примеры монологических высказываний учащихся, подготовленных на третьем этапе урока:

«I have a great time in London.  I like Trafalgar Square, the Tower of London and Madam Tussaud’s Museum most of all. The Tower is an unforgettable place. I’ve learnt the history of Bloody Tower, seen the Crown Jewelry. It was great. I have taken photos of the Tower Ravens and bought some souvenirs. I enjoyed this place, it is fantastic. »

«I have a great time in London. I like the London Eye most of all. It is famous for been the biggest in the world. I had a bird’s-eye view of London. It is unforgettable. I have taken photos of Big Ben and the Houses of Parliament, the Thames. I admire these places. I’ve bought some souvenirs for my parents and friends. It is great. »

«I have a great time in London. I have visited Trafalgar Square, Madam Tussaud’s Museum, and the Hyde Park. I enjoyed the Tower Bridge. It is large and beautiful. I have an unforgettable view of the Tower Bridge at night time. It is fantastic. I have taken some photos of it. »

Таким образом, УМК «Enjoy English-5» позволяет формировать все группы коммуникативных УУД на уроках и повышать уровень коммуникативной компетенции наших учащихся.

 

Литература:

Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н.. Английский с удовольствием. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Обнинск. « Титул», 2012.

Иностранный язык. Планируемые результаты. Система заданий 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва, «Просвещение», 2013.

 Никитенко З. Н. Специфика обучения английскому языку в начальной школе.//Английский язык.2009. №19.

Фундаментальное ядро общего образования http://standart.edu.ru/attachment.aspx?id=374

Электронное учебное пособие. CD. Обучающая компьютерная программа для 5 кл. "Enjoy English"/"Английский с удовольствием". Английский язык (ФГОС)

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: LudVlad (06.11.2015)
Просмотров: 470 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
КОНКУРС
Мой мир – реальный и виртуальный
СЕГОДНЯ
Поиск
ПОГОДА
Праздники Великобр
Праздники Великобритании
Категории раздела